Главная » Статьи » Мои статьи |
«Модульно-компетентностный
подход к формированию профессиональных компетенций выпускника»
Великая цель
образования - это не знания, а действия. Герберт Спенсер
Тема модульно-компетентностного подхода
в образовании, пожалуй, является самой распространенной и актуальной, так как наше поле деятельности –
выпускники профессионального училища, обеспечивающие функционирование любого
социума и общества в целом. Необходимость перехода к
компетентностной парадигме обусловлена требованиями современного рынка труда. Ведущим понятием компетентностного
подхода становится «модуль» при этом итоговая компетентность представляется их совокупностью,
каждый модуль формируется как
специфический аспект будущей профессиональной деятельности. В профессиональном образовании происходит трансформация
компетентностного подхода в модульно-компетентностный. Ключевым принципом
модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для
сферы труда, осуществляется комплексное освоение знаний и умений в рамках формирования
конкретной компетенции. Этим и отличается модульно-компетентностный подход от
блочно-модульного. Для его реализации необходим педагог новой формации. Уверены, что в наше время главный ресурс становления компетентностного
подхода в обучении – это, прежде
всего педагог-наставник, мастер
производственного обучения - вклад которого в будущее страны значительно
больше, чем всех органов управления и методических служб вместе взятых. Осваивая компетентностную модель образования, он должен не просто применять
новую технологию, он должен переосмыслить цели и ценности своей деятельности,
освоить новые позиции: тьютера, партнера, эксперта, организатора
самостоятельной работы. Новые технологии тоже не заставляют себя ждать. Поэтому мы постоянно
находимся в поле повышения профессионального уровня. Безусловно, очень важно, чтобы идеей
реализации компетентностного подхода прониклись в первую очередь
педагоги, ибо нельзя требовать от обучающегося освоить те
компетенции, которыми не владеет сам педагог. Ведь умениям учиться, конструктивно общаться, работать в группе, вести
исследовательскую работу по-старинке не научишь, необходимо, прежде
всего, самому кардинально изменить свое профессиональное сознание. Непрерывное образование дало мне возможность поступательно развиваться, самосовершенствоваться. За период с 2009 по 2012 год неоднократно проходила курсы с целью повышения профессионального уровня:
Моя основная работа как мастера
производственного обучения заключается в развитии профессиональных компетенций. Цель моей деятельности: от проектирования
содержания образования к проектированию результатов образования и системы организации
учебного процесса. И результат - высокий уровень качества
образования. В моей работе эта цепочка выстраивается
через: -
ориентации
на потребности рынка труда; -
гибкость
структуры образовательной программы; -
обеспечение
прозрачности результатов для всех участников образовательного процесса; -
внедрение
новых образовательных технологий; -
интерактивные
формы проведения занятий; -
приближение
текущего контроля успеваемости и аттестации к условиям их будущей
профессиональной подготовки. Это происходит через ведущий тип
занятий: -
по
изучению трудовых приемов и операций; -
по
выполнению простых работ комплексного характера; -
по
выполнению сложных работ комплексного характера. С использованием технологий: -
личностно-ориентированного
обучения; -
проектного
обучения; -
дифференцированного
подхода к обучающимся; -
здоровьесберегающих
технологий; -
модульных
технологий с
преимуществом индивидуальных и групповых форм обучения. На этом этапе работы значительная роль
отводится психологу. Совместно с мастером производственного
обучения после изучения климата образовательной среды создается психолого-педагогическая
карта группы. Сегодня необходимо подходить к каждому
обучающемуся исходя из его психолого-педагогических параметров, для этого
проектируется индивидуальная траектория сопровождения обучающихся. Нельзя учить не воспитывая, поэтому в работе
делаю акцент на развитие воспитательных компетенций. Неотъемлемой частью моей работы
является: - самостоятельность и ответственность обучающегося; - формирование собственной ответственности; - умение организовать бесконфликтное общение; - развитие коммуникативных качеств; Такая форма работы дает следующие
результаты: участие
и призовые места - в научно-практических конференциях; - в спортивных мероприятиях различного уровня; - в конкурсах творческих работ; - в играх КВН; - в традиционном мероприятии театральная весна. Таким
образом, в результате мой выпускник обладает общими и профессиональными
компетенциями, включающими в себя способность: -
понимать
сущность и значимость своей профессии; -
организовывать
собственную деятельность; -
анализировать
рабочую ситуацию; -
осуществлять
текущий и итоговый контроль; -
нести
ответственность за результаты своей работы; -
осуществлять
поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач; -
работать
в команде. Это результаты детально спланированной
работы, движения по заданному вектору. Что является отличительной чертой
модульно-компетентностного подхода. На сегодняшний день обучение принимает
совершенно новую форму. Задачи
педагогического коллектива и мои состоят в том, чтобы переломить изжившую себя
систему и реализовать инновационные принципы. Требования
сегодняшнего дня диктуют нам кардинальные изменения, мы должны идти в ногу со
временем. Время
– это то прошлое, что идет в будущее, и оно зависит от нас. | |
Просмотров: 1984 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |